Главная
Статьи





07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022


06.11.2022






ТГМ3

14.08.2022

ТГМ3 — серийный советский 4-осный Тепловоз с Гидропередачей Маневровый тип 3, разработанный на Людиновском Тепловозостроительном заводе.

История

Тепловоз был разработан на основе маневрового тепловоза ТГМ2. Ввиду загруженности Ворошиловградского тепловозостроительного завода строительством магистральных тепловозов, разработанный его конструкторским бюро и выпущенный опытной партией ТГМ2 для серийного выпуска передали на Людиновский тепловозостроительный завод. В конструкторском бюро Людиновского завода проект тепловоза существенно переработали, так что новый тепловоз получил новый индекс ТГМ3. Первые пять тепловозов ТГМ3 были выпущены заводом в 1959 году.

В различных модификациях тепловоза строился 19 лет (с 1959 по 1977). Всего построено 3538 тепловозов, в том числе 1182 тепловоза для МПС, а остальные тепловозы для различных ведомств и на экспорт.

Эксплуатационные показатели и конструкция

При сцепном весе в 68 тонн тепловоз развивал силу тяги длительного режима в 20000-20400 кгс. при скорости в 9 км/ч., что позволяло ему на руководящем подъёме в 9 ‰ тянуть состав массой в 1500 тонн, а на ровных площадках станций и перегонов — 2000 тонн со скоростью до 28 км/ч. При скорости маневровых работ в 7-17 км/ч тепловоз имел КПД в 27-28 %. Максимальная скорость на маневровом режиме — 30 км/ч, на поездном — 60 км/ч.

Дизельный двигатель

На ранние тепловозы устанавливался дизельный двигатель М751 ленинградского завода Звезда — 4-тактный, V-образный, 12-цилиндровый, с наддувом от приводного нагнетателя, рабочим объёмом 62.6 литра, мощностью 750 л.с. при 1400 об/мин. В дальнейшем двигатель был заменён на новый М753 аналогичных размеров и мощности, но без устройств воздушного пуска, заменённых на электростартёры.
Управление тепловоза осуществлялось 16-позиционным контроллером машиниста. Электрическая схема цепей управления предусматривала возможность работы по системе многих единиц.

Передача

Изначально на тепловозах применялась гидропередача гидромеханического типа, состоявшая из разветвителя потоков, одного комплексного гидротрансформатора, соединителя потоков и двухступенчатой коробки передач с механическим переключением двух ступеней в движении. В дальнейшем она была заменена на гидропередачу гидродинамического типа, состоявшую из мультипликатора, двух простых гидротрансформаторов и одной гидромуфты, с гидравлическим переключением двух ступеней в движении. А на тепловозах последней модификации применялась такая же гидропередача, но без гидромуфты. Все три гидропередачи дополнялись механическим реверс-редуктором и так называемым режимным редуктором, обеспечивающим два ходовых режима: маневровый и поездной. Оба редуктора управлялись общим пятипозиционным переключателем (4 позиции и нейтраль), а выбор режима движения только на стоящем тепловозе.
На опытном тепловозе ТГС1 была применена гидропередача на основе объёмного гидропривода.

Экипажная часть

Тепловоз рамной конструкции с двумя независимыми 2-осными тележками (осевая формула 20—20). Тележки челюстного типа, конструктивно близкие 3-осным тележкам тепловоза ТЭ3.
Кузов — капотной компоновки, кабина сдвинута к задней части тепловоза. Основной пульт управления движением справа по ходу тепловоза. В дальнейшем компоновка тепловоза ТГМ3 стала канонической для всех выпускаемых в СССР и России 4-осных маневровых тепловозов с гидропередачей.
На тепловозе ТГМ3Б-2000 было применено пневмоподвешивание вместо рессорного.

Модификации

ТГМ3 Базовая модификация с двигателем М751 и одноциркуляционной гидравлической передачей гидромеханического типа. ТГМ3А Модификация с двигателем М753 и трёхциркуляционной гидравлической передачей гидродинамического типа. ТГМ3Б Модификация с двигателем М753 и двухциркуляционной гидравлической передачей гидродинамического типа.

Также в процессе выпуска были построены два опытных тепловоза — ТГМ3М (модификация ТГМ3 с другим гидротрансформатором и рядом прочих изменений) и ТГМ3О (другое наименование — ТГС) с ).

В Польше по советской документации с 1963 по 1966 год выпускалась своя версия тепловоза, обозначавшаяся SM15. Один из тепловозов, поставленных в КНДР, был переоборудован в электровоз для местных грузовых перевозок.