Главная
Статьи





07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022


06.11.2022






Башкирский троллейбусный завод

24.01.2022

Башкирский троллейбусный завод (БТЗ; до 1999 года — Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод) — предприятие по производству троллейбусов марки «Тролза» в городе Уфе. Был одним из семи производителей троллейбусов в России. Обанкрочен и закрыт в 2017 году. Правопреемником считается Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, созданный в 2014 году, соучредителем которого был БТЗ.

В 2017 году активы БТЗ купил бывший директор завода Евгений Николаевич Будяков. На месте завода был организован частный индустриальный парк «Промпарк "С11"» ООО «Имущественная компания "Би энд Би"», которая принадлежит бывшим директорам БТЗ Евгению Николаевичу Будякову и Саиду Сагитовичу Закирову.

История

Основан в 1968 году; введён в эксплуатацию в 1980 году как Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (УРТТЗ) в составе производственного объединения «Росремэлектротранс», и занимался полнокомплектным капитальным ремонтом троллейбусов и трамваев и ремонтом и выпуском запасных частей для троллейбусов и трамваев.

Троллейбус после капитального ремонта УРТТЗ во Владимире. Март 1991 года.

В годы перестройки завод пришёл в упадок. С 1993 года — муниципальное предприятие. В 1994 году завод акционирован. В 1998 году завод начал выпуск троллейбусов. В 1999 году переименован в ОАО «Башкирский троллейбусный завод».

В 2009 году завод признан лучшим предприятием Республики Башкортостан. В 2010 году завод выпустил 119 троллейбусов (32 % от общего объёма их производства в стране). В 2010 году работало 205 человек.

В 2011 году производство приостановлено из-за отсутствия заявок на аукцион по продаже контрольного государственного пакета акций. За первое полугодие 2011 года было собрано 20 троллейбусов — с 2011 года свернута программа государственного финансирования закупок общественного транспорта.

С января 2012 года БТЗ возобновил производство — за год выпущено 26 троллейбусов моделей БТЗ-52763 и БТЗ-52768. В 2013 году завод выпустил последнюю партию 10 низкопольных троллейбусов БТЗ-52763А для Уфы.

В 2014 году собрано 6 троллейбусов БТЗ-52768Р для Чувашской Республики: 4 троллейбуса для Новочебоксарска и 2 для Чебоксар. Также было выпущено 6 недособранных кузовов троллейбуса БТЗ-52768Т для Уфы, которые в январе — феврале 2015 года отправлены в троллейбусное депо № 2, где собрано 4 троллейбуса, один кузов в декабре 2019 года отправлен в Ленинск-Кузнецкий.

В 2014 году ООО «Южно-Уральская компания инжиниринговых технологий» обратилась с заявлением о признании завода банкротом в Арбитражный суд Республики Башкортостан; ООО «Юстикон», ОАО «АФ Банк» и ООО «ДСУ «ОКС» ввело конкурсное управление. В 2015 году завод был оштрафован на 20 млн рублей.

В марте 2016 года начата процедура банкротства троллейбусного завода, позднее завод преобразован в общество с ограниченной ответственностью. В 2017 году завод официально закрыт, активы распроданы. Работники сокращены или переведены в Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, созданный в 2015 году, который выкупил конструкторскую документацию, оснастку, WMI код, ОТТС, товарный знак, а также несколько кузовов низкопольных троллейбусов БТЗ-52763.

В 2019 году весь производственный комплекс зданий вместе с территорией завода были проданы.

Продукция

В начале производства троллейбусов использовались кузова, аналогичные основной в стране модели ЗиУ-9. В дальнейшем кузова троллейбусов БТЗ всё более и более отличались от этого прототипа. В последние годы созданы практически полностью оригинальные кузова, а также троллейбусы на базе кузова автобуса соседнего предприятия НефАЗ и сочленённые модели особо большого класса.

Максимально завод выпускал по 250–270 капитально отремонтированных троллейбусов в год. Также предприятие выпускало специализированный транспорт для геологических экспедиций, нефтяных буровых установок, энергоучастков.

Всего с середины 1990-х завод выпустил, с учётом капитально-восстановительных ремонтов, не менее 1675 троллейбусов. К 2011 году освоено производство 4-х моделей 7-ми модификаций.

К 2012 году завод серийно выпускал троллейбусы трёх моделей, а также другие мелкие партии (например, сочленённые) под заказ. Каждая модель имела три модификации: Р — с традиционным реостатно-контакторным (РКСУ-электронные контакторы) и А, Т — с тиристорно-импульсным (ТИСУ-IGBT) электроуправлением, в том числе А — с асинхронным приводом.

В 2013 года на Башкирском троллейбусном заводе планировалось начать выпуск трамваев на базе кузова 71-623 и электробусов на базе кузова БТЗ-52763А, однако этого так и не произошло.

Структура

Цехи: сборки троллейбусов, производства кузовов, механический, энерго-механический, инструментальный и транспортный.

Собственники и руководство

Контрольный пакет акций — 55,41% — принадлежал Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и дважды выставлялся на торги, 31% — бывшему генеральному директору БТЗ Евгению Николаевичу Будякову, около 10% через ООО «ЛеЭль» — Эмилю Закирову.

Руководство

  • май 1995 — 2008 годы — генеральный директор Владимир Фёдорович Барсуков, работавший на заводе с 1987 года главным инженером
  • 2008–2010 годы — генеральный директор Саид Сагитович Закиров
  • 2010–2012 годы — генеральный директор Игорь Николаевич Нечипоренко
  • ? — генеральный директор Евгений Николаевич Будяков
  • 2013–2014 годы — генеральный директор Саид Сагитович Закиров
  • 2014 — ? годы — конкурсный управляющий Владимир Крючков