Главная
Статьи





07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022


06.11.2022






Берлин-Бранденбург (аэропорт)

23.01.2022

Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (нем. Flughafen Berlin Brandenburg «Willy Brandt»; BER) — аэропорт в Бранденбурге, расположен у границы с Берлином на территории коммуны Шёнефельд. Носит имя бывшего мэра Западного Берлина и канцлера Западной Германии Вилли Брандта, он расположен в 18 километрах к юго-востоку от центра города и служит базой для easyJet, Eurowings и Ryanair.

Новый аэропорт заменил существовавшие до этого аэропорты Темпельхоф, Шёнефельд и Тегель и стал единственным коммерческим аэропортом, обслуживающим город Берлин и прилегающую к нему землю Бранденбург, территорию с общим населением 6 миллионов человек. С прогнозируемым годовым пассажиропотоком около 34 миллионов, аэропорт Берлин-Бранденбург должен стать третьим по загруженности аэропортом в Германии, обогнав при этом аэропорт Дюссельдорфа и сделав его одним из пятнадцати самых загруженных в Европе.

Строительство воздушной гавани началось в 2006 году. Первоначально аэропорт планировалось открыть в октябре 2011 года, через пять лет после начала строительных работ. Дата открытия откладывалась в общей сложности пять раз из-за ошибок менеджмента, коррупции, отсутствия строительного надзора и найденных значительных технических дефектов. Из-за плохого планирования и выросшей в несколько раз стоимости, которая в последнее время оценивается в более чем семь миллиардов евро, эта стройка была символом крупного государственного проекта, вышедшего из-под контроля. В мае 2020 года аэропорт Берлин-Бранденбург наконец получил лицензию на эксплуатацию и открылся для коммерческих перевозок 31 октября 2020 года, через 14 лет после начала строительства и через 29 лет после начала официального планирования. Новый аэропорт также занимает территорию бывшего аэропорта Шёнефельд, который стал его 5-м терминалом. По завершении перевода авиакомпаний в BER аэропорт Берлин-Тегель был закрыт 8 ноября 2020 года.

На момент открытия общая теоретическая пропускная способность аэропорта составляла 46 миллионов пассажиров в год.

Эксплуатантом является Flughafen Berlin-Schönefeld GmbH.

Предыстория

Планы относительно нового берлинского аэропорта

После падения Берлинской стены в 1989 году и последующего воссоединения Германии Берлин снова стал федеральной столицей Германии; руководство страны задумалось о дополнительном повышении статуса города, построив большой коммерческий аэропорт. Существующие аэропорты Тегель, Шёнефельд и Темпельхоф со временем устаревали и становились всё более перегруженными из-за роста числа пассажиров. Для обеспечения экономической жизнеспособности проекта придерживались концепции единого аэропорта, предполагалось, что новый аэропорт станет единственным коммерческим аэропортом для города Берлин и земли Бранденбург. После открытия нового аэропорта планировалось закрыть Тегель, Шёнефельд и Темпельхоф, а затем запретить полёты гражданской авиации из любого другого аэропорта Бранденбурга.

2 мая 1991 года была основана компания Berlin Brandenburg Flughafen Holding GmbH (BBF), принадлежащая землям Берлин и Бранденбург (по 37% каждая) и Федеративной Республике Германии (оставшиеся 26%). Эберхард Дипген, мэр Берлина, стал первым председателем наблюдательного совета. 20 июня 1993 года холдинговая компания объявила о проведении разносторонней оценки местности у аэродромов Шперенберг , Ютербог и района к югу от аэропорта Шёнефельд, участков земли Шперенберг, Восточный Ютербог, Западный Ютербог, Титцов, Михельсдорф, Боркхайде и Южный Шёнефельд. В последовавшей за этим политической дискуссии каждый объект защищали различные фракции. В отношении плана застройки и шумового загрязнения участки Шперенберг и Ютербог были сочтены наболее подходящими для строительства крупного аэропорта. Экономические соображения благоприятствовали аэропорту, который был бы расположен недалеко от центра города, с уже существующим автомобильным и железнодорожным сообщением (как в случае с Шёнефельдом).

28 мая 1996 года мэр Дипген, премьер-министр Бранденбурга Манфред Штольпе и федеральный министр транспорта Матиас Виссман выбрали Шёнефельд в качестве места для строительства нового аэропорта. Позднее это так называемое консенсусное решение было подтверждено законодательными собраниями соответствующих земель. Новый аэропорт будет использовать часть инфраструктуры, например взлётно-посадочную полосу, из существующего аэропорта Шёнефельд.

Неудачная приватизация

Первоначально BBF считали, что новый аэропорт будет принадлежать и управляться частным инвестором. Компания объявила тендер, разместила запрос предложений, на которые отозвались два консорциума, которые стали участниками торгов. Один из них возглавлял Hochtief через свою дочернюю компанию Hochtief Airport , в нём в качестве партнёров участвовали ABB, Fraport и Bankengesellschaft Berlin . В другой консорциум вошли IVG , Flughafen Wien AG, Dorsch-Consult, Commerzbank и Caisse des Dépôts. 19 сентября 1998 года BBF объявила, что победителем торгов стал консорциум Hochtief. Это дало им исключительные полномочия на ведение переговоров об условиях приобретения холдинга аэропорта Берлин-Бранденбург, а также строительства и эксплуатации нового аэропорта в течение 50 лет.

31 марта 1999 года BBF официально поручила Hochtief и его партнёрам построить новый аэропорт, после чего IVG подала иск. Высший земельный суд Бранденбурга признал существование проблем, высказанных IVG. В своем обзоре он обнаружил, что в некоторых моментах оценка заявок была предвзятой в пользу Hochtief. Это привело к аннулированию заключенного контракта 3 августа того же года.

Затем Hochtief Airport и IVG объединились и разработали план совместной заявки 10 ноября 2000 года для получения контракта на строительство и эксплуатации нового аэропорта. В то время BBF питало надежды, что утверждение планирования может быть завершено в 2002 году, а умозрительное открытие — в 2007 году.

Когда Hochtief/IVG представила свою заявку в феврале 2002 года, правление BBF состояло из Манфреда Штольпе, вступившего в должность федерального министра транспорта; Клауса Воверайта, сменившего Эберхарда Дипгена на посту мэра Берлина и председателя правления; и Маттиаса Платцека, сменившего Штольпе на посту премьер-министра Бранденбурга. Совет директоров нашёл это предложение непрактичным и 22 мая 2003 года проголосовал за отмену плана приватизации. Hochtief и IVG получили компенсацию в размере около 50 миллионов евро за свои усилия по проектированию.

Государственная собственность и разрешение на строительство

Новое решение состояло в том, что берлинский аэропорт будет проектироваться, принадлежать и управляться холдингом BBF. Вскоре после этого холдинг BBF сменил название на Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB), оставаясь при этом в собственности Берлина, Бранденбурга и федерального правительства. 13 августа 2004 года министерство инфраструктуры и региональной политики земли Бранденбург одобрило преобразование аэропорта Шёнефельд в новый международный аэропорт Берлин-Бранденбург.

Местные жители подали в суд на решение министерства, завязалась судебная тяжба. Спор закончился 16 марта 2006 года отклонением доводов жителей Федеральным административным судом Германии. В то же время суд наложил определённые условия на выполнение полётов в новом аэропорту. Разрешение на строительство было выдано только при условии, что после ввода в эксплуатацию количество людей, проживающих на пути траектории захода на посадку, будет меньше по сравнению с ситуацией вокруг трёх существующих аэропортов — Тегель, Шёнефельд и Темпельхоф. Таким образом, Тегель и Шёнефельд были вынуждены закрыться (Темпельхоф уже был выведен из эксплуатации в 2008 году), как только воздушное движение Берлина было бы сосредоточено в новом аэропорту.

Финансирование

История строительства

В церемонии закладки первого камня в фундамент нового аэропорта, состоявшейся 5 сентября 2006 года, принимали участие бургомистр Берлина Клаус Воверайт, премьер-министр земли Бранденбург Маттиас Платцек, председатель правления Deutsche Bahn Хартмут Медорн и федеральный министр транспорта, строительства и городского развития Вольфганг Тифензее. Аэропорту присвоено имя Вилли Брандта.

Первоначально намеченное на ноябрь 2011 года официальное открытие аэропорта неоднократно переносилось. Объявленная в мае 2012 года предполагаемая дата ввода аэропорта в эксплуатацию — 17 марта 2013 года.

Вид на аэропорт в марте 2012 года

Задержки со строительством, связанные с многочисленными причинами, включая коррупцию, привели к откладыванию пуска аэропорта в эксплуатацию на неопределенный срок. В ноябре 2019, заявлялось, что открытие намечено на 31 октября 2020 года. Озвучивались также оценки сроков открытия до 2023 года. За это время стоимость проекта выросла с 1,7 млрд евро, до 5,5 млрд евро.

Через неделю после открытия нового аэропорта был закрыт аэропорт Берлин-Тегель, а расположенный в Шёнефельде аэропорт Берлин-Шёнефельд преобразовался в пятый терминал нового аэропорта.

Причины огромных задержек, раздутых затрат и нестыковок широко обсуждались в прессе, от критического анализа до обвинений и высмеивания. Первоначальная задержка в 2012 году, якобы из-за несоответствия противопожарной системы, вызвала эффект домино — разорение фирм, участвовавших в строительстве и рассчитывающих на пуск аэропорта в эксплуатацию, и утрату доверия инвесторов, отчего затраты лавинообразно возрастали, а сроки всё более отодвигались.

Структура аэропорта

План аэропорта Берлин-Бранденбург

Первоначально планировались три терминала — терминалы 1 и 2 на юге, к которым подведена железная дорога с региональным вокзалом для поездов и городской электрички (S-Bahn), и терминал 5 на севере на месте аэропорта Шёнефельд, около которого расположена современная станция Шёнефельд. Два дополнительных терминала 3 и 4 рассматриваются как последующее расширение аэропорта.

Терминал 1 состоит из шести секций, включая специальную секцию для государств Шенгенской зоны, рассчитан на 25 миллионов пассажиров в год.

Терминал 2 предназначен для бюджетных самолётов (лоукостеров) и рассчитан на 6 миллионов пассажиров в год.

Терминал 3 планируется на востоке от комплекса, и рассчитан на 15 миллионов пассажиров в год.

Терминал 4 планируется на юге, и рассчитан на 6 миллионов пассажиров в год.

Терминал 5 (современный аэропорт Шёнефельд) находится к северу от основного комплекса, и будет предназначен также для лоукостеров. Однако предполагается использовать его лишь временно, пока Терминал 3 не будет введён в эксплуатацию на полную мощность. Терминал 5 рассчитан на 10 миллионов пассажиров в год.

Транспорт

  • Аэропорт Берлин-Бранденбург на карте

  • Сообщение с аэропортом Берлин-Бранденбург

К аэропорту можно подъехать по железной дороге с трёх сторон — через центр города с юга (Süd-Kreuz) и с востока со стороны современного аэропорта Шёнефельд, где существующие линии будут продлены. К аэропорту продлеваются линии городской электрички (S-Bahn) S9 и S45, а также подводятся несколько линий региональных поездов RE7, RB14, RB22 и экспресс FEX.

По предложению партии ХДС разрабатывается план строительства магнитной дороги (Маглев) до аэропорта.

После введения в эксплуатацию

После открытия аэропорта началось резкое обострение эпидемии COVID-19 в Германии. Это привело к резкому снижению количества рейсов, и соответственно к убыткам авиакомпаний и служб аэропорта. Частично убытки покрывались правительственными дотациями. Тем не менее финансовое положение аэропорта резко ухудшилось и он оказался на пороге банкротства. .