Главная
Статьи





07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


06.11.2022


06.11.2022






Werfer-Granate 21

23.01.2022

Werfer-Granate 21 (сокр. Wfr.Gr.21) — авиационная ракетная установка, калибр 210 мм, также известная как BR 21, была разработана компанией Rheinmetall-Borsig под руководством инженера Рудольфа Небеля в нацистской Германии во время Второй мировой войны. С 1943 года устанавливалась на самолёты Люфтваффе.

Werfer-Granate 21 создавалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков и стала была первой бортовой ракетой, находящейся на вооружении.

На истребитель Messerschmitt Bf.109G в подкрыльном пространстве устанавливались две такие мортиры (по одной на крыло) дальность стрельбы до 1100—1200 метров. Также подобные мортиры хотели установить на IAR 81C, но потом от идеи отказались.

Снаряды имели по 10 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте и радиус поражения осколками 35-40 метров.

История

В 1943 году, когда налеты союз ной бомбардировочной авиации на территорию Германии приобрели систематический характер, на вооружении Люфтваффе не состояло ни одного удовлетворительного образца ракеты класса "воздух-воздух". По этой причине в спешном порядке форсировали работу над проектами ракетного вооружения. Об этом свидетельствует число предложенных, начиная с 1943 года, конструкций - более 20. Количество проектов, примененных в бою, оказалось значительно меньшим, а сколько-нибудь удачных из них - единицы.

Успешное применение наземных пусковых установок калибра 150 мм "Nebelwerfer 41" (15-cm NbWrf 41), а также ее более мощного варианта - "Nebelwerfer 42" калибра 210 мм (21 cm NbW 42), впервые примененного в 1943 году, послужило поводом для попытки оснащения такими установками самолетов.

За базу была взята более удачная 210-мм ракета которая носила обозначение Wfr. Gr. 21Е "Doedel" (Wurframmen Granate 21) или BR 21 (Bordrakete 21). По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела весьма удачную баллистическую форму. В штампованную камеру сгорания было уложено 18 кг горючего (7 трубчатых шашек пороха). Горловина камеры завинчивалась перфорированным днищем с 22 наклонными соплами (угол наклона - 16 градусов) и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал.

Относительно толстостенная боеголовка изготавливалась методом горячей штамповки. После обработки и заполнения тринитротолуолом и аматолом в процентном отношении 50/50, её корпус ввинчивался на резьбу в передней части камеры сгорания. К передней части боеголовки привинчивался футляр с капсюлем-воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась штампованным стальным наконечником, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.

Конструкция пусковой установки являлась импровизированной. Она предусматривала установку стандартной трубчатой направляющей длиной 1.3 м. под каждой плоскостью одномоторного истребителя. Крепежные распорки укреплялись в гнездах для крепления подвесных топливных баков. Как и баки, направляющие могли сбрасываться в полете вместе с распорами. Снаряд Wfr. Gr. 21 массой 112.6 кг, из которых 40.8 кг приходилось на боевую часть, содержащую 10.17 кг смеси тротила и аматола, разгонялся до 320 м/с, теоретически достигая дальности 7.8 км. Реальная дальность при пуске с самолета не превышала 1200 метров. В отличие от сухопутной версии, авиационный снаряд Wfr. Gr. 21, как правило, оснащался дистанционным взрывателем, обычно выставляемым на дистанцию от 600 до 1200 м. Это было вызвано спецификой применения Wfr. Gr. 21, ориентированного, в основном, для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников. Прямое попадание снаряда в самолет противника было малореально, так как рассеивание на дистанции 1000 м составило 7 м по вертикали и 40 м по горизонтали, но поражающий эффект от взрыва 10 кг взрывчатки был огромен. Радиус сплошного поражения осколками составлял более 40 метров. С целью снижения лобового сопротивления пусковых установок была разработана 6-ствольная револьверная пусковая установка W.Gr.42, которая монтировалась в бомбоотсеке тяжелого истребителя Ме-410. Установка вела огонь залпами по две ракеты через вырезы в носовой части фюзеляжа. При этом носовые пушки MG-151 демонтировались. Стволы установки были направлены вниз под углом 15°. Первые испытания ее, проведенные 3 февраля 1944 закончились взрывом и гибелью самолета вместе с экипажем. Тем не менее, несколько Ме-410В были все же оснащены этими установками и по некоторым данным использовались в бою. Всего с 1943 года и до конца войны немецкая промышленность выпустила 402 580 штук ракет семейства Wfr. Gr. 21 сравнительно скромное количество по сравнению с миллионными тиражами советских, американских или английских "эрэсов". Причем подавляющее большинство 210-мм ракет было использовано наземными войсками в многочисленных установках залпового огня.