Фанни Эльслер (нем. Fanny Elßler, наст. имя Франциска; 23 июня 1810, Вена — 27 ноября 1884, там же) — австрийская танцовщица, младшая сестра Терезы Эльслер. Одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони; прима-балерина Парижской оперы в 1834—1840 годах.
Жизнь и творчество
Искусство танца Фанни Эльслер изучала вместе со старшей сестрой Терезой в балетной школе при Венском Бургтеатре. Впервые вышла на сцену в 1824 году в театре Сан Карло в Неаполе. Здесь балерина познакомилась с принцем Салернским Леопольдом, сыном неаполитанского короля Фердинанда IV. От их связи Фанни родила сына Франца. В 1829 году она познакомилась с Фридрихом фон Генцем, секретарём министра Клеменса фон Меттерниха, который был старше её на 46 лет, и жила с ним вплоть до смерти Генца в 1832 году. Генц серьёзно занимался воспитанием и образованием молодой женщины, её обучением иностранным языкам, оказывал ей всестороннюю поддержку.
Фанни Эльслер исполняет качучуГромкий успех пришёл к Фанни Эльслер в 1830 году в Берлине, а затем в Париже и подкреплён был её последующими турне по Европе, Северной Америке и Кубе (1840—1841),
В сентябре 1834 года Эльслер выступила с балетным театром Королевской музыкальной академии (сегодня известный как Парижский оперный балет), в котором у неё были определённые сомнения в связи с превосходством Марии Тальони на этом этапе. Тем не менее, Эльслер и Тальони были исключительно разными танцорами, и руководство Оперы увидело в этом возможность повысить конкуренцию, наняв Эльслер. Тальони была известна как баллонная танцовщица, умеющая с легкостью совершать прыжки. Эльслер же отличалась её точностью, с которой она выполняла маленькие, быстрые шаги. Танец Эльслер был известен как «тактический танец» (danse tacquetée), однако результаты её выступлений стали ещё одним триумфом для Эльслер и временным затмением Тальони. Тальони, хотя и была лучше в артистизме, но по личному обаянию в тот момент не могла соперничать с Эльслер. Это было заметно в испанской Качуча (Cachucha), при исполнении которой Эльслер затмила всех своих соперниц.
В 10 октября 1848 года дебютировала на сцене Санкт-Петербургского Большого театра в балете «Жизель». Сначала выступление было принято публикой достаточно сдержанно. В полной мере талант Фанни раскрылся в следующих балетах «Мечта художника» и «Тщетная предосторожность». После Санкт-Петербурга танцовщица переехала в Москву — город, которой по её словам, ей больше нравился, продолжив выступать на столичных сценах до 1850 года.
Исполняла партии в балете «Хромой бес» Казимира Жида, партии Лизы («Тщетная предосторожность» Луи Герольда), Эсмеральда («Эсмеральда» Цезаря Пуни).
Большой популярностью пользовались исполняемые ею народные танцы — краковяк, полька, качуча и другие. Часто выступала со своей сестрой, тоже танцовщицей Терезой Эльслер — вплоть до 1850 года, когда Тереза вышла замуж за принца Адальберта Прусского. В 1851 году Ф. Эльслер, находясь на пике своей славы, неожиданно оставила сцену и сосредоточилась на частной жизни. Её последнее выступление состоялось в родной Вене, после чего она до 1854 года жила в Гамбурге. В 1854 году балерина окончательно возвратилась в Вену. Похоронена на Хитцингском кладбище.
Репертуар
Театр Ле Пелетье
- 16 октября 1837 — Принцесса, «Кошка, превращённая в женщину» Жана Коралли, музыка Александра Монфора, либретто Шарля Дюверье (Студент — Жозеф Мазилье).
- 5 мая 1838 — Зое*, «Вольер, или Птицы Бокаччо» Терезы Эльслер, музыка Казимира Жида, либретто Эжена Скриба (Владелица сада, её сестра — Тереза Эльслер, Фернанд — Жозеф Мазилье).
- 24 июня 1839 — Лауретта*, «Тарантул» Жана Коралли, музыка Казимира Жида, либретто Эжена Скриба (Луиджи — Жозеф Мазилье, в других ролях — Ипполит Барре, Люсьен Петипа).
Театр Ла Скала
- 8 января 1847 — Катарина**, «Катарина, или Дочь разбойника» Жюля Перро.
- 16 марта 1847 — Одетта*, «Одетта, или Безумие Карла VI» Жюля Перро.
- 12 февраля 1848 — Маргарита*, «Фауст» Жюля Перро (Мефистофель — Жюль Перро).
(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница в постановке на данной сцене.
Признание
В 1894 году в честь Эльслер была названа одна из улиц Вены (Elßlergasse). Её имя носят также улицы в Гамбурге и в Айзенштадте.
Образ в искусстве
В живописи
Портрет Фанни Эльслер в роли цыганки из «Хромого беса» с обозначением года её дебюта (1834), написанный Гюставом Буланже по литографии Анри Греведона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
В театре
Фанни Эльслер является героиней двух оперетт:
- «Танцовщица Фанни Эльслер» — трёхактная оперетта Иоганна Штрауса-сына по либретто Ганса Адлера, премьера состоялась 22 декабря 1934 года в Берлине.
- «Императорский бал в Шёнбрунне» (Hofball in Schönbrunn) — оперетта Августа Пепёка по либретто Йозефа Вентера, премьера состоялась 3 сентября 1937 года в Вене.
На экране
- Die Erlebnisse der berühmten Tänzerin Fanny Elßler — фильм режиссёра Фридриха Цельника, в ролях Лия Мара и Эрнст Хофман (Zelnik-Mara-Film, Берлин, 1920).
- Герцог Рейхштадтский / Der Herzog von Reichstadt (Австрия, 1921) — актриса Фит Питтнер
- «Орлёнок» (Франция, 1931). В роли Фанни Эльслер актриса Паулетта Фордис
- «Фанни Эльслер» — фильм режиссёра Пауля Мартина, в ролях Лилиан Харви и Виллем Биргель (UFA, Берлин, 1937).
- «Герцог Рейхштадтский» (Германия, Франция, 1931) В роли Фанни Эльслер актриса Грете Нацлер
- «Балерина Фанни Эльслер» — фильм режиссёра Артура Рабенральта (Берлин, 1965).