Главная
Статьи





03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022


03.07.2022






АКСМ-321

22.01.2022

АКСМ-321 — белорусский низкопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, выпускаемый серийно с 2003 на Белкоммунмаше. Относится к третьему поколению троллейбусов, разработанных заводом. СВАРЗ-6235.01 — производство СВАРЗ.

Модель троллейбуса используется во многих городах России, а также в Белоруссии, на Украине, Киргизии, Молдавии и Сербии. Большинство выпущенных машин были поставлены в Минск (28%), Кишинёв (11%), Москву (9 %), Гомель (7 %), Санкт-Петербург (5 %), в Белград и Могилёв (по 4 %), Киров (0.5%).

Описание

Троллейбус модели 321 — двухосный низкопольный городской троллейбус большой вместимости. Кузов троллейбуса имеет несущую конструкцию. Обшивка крыши и боковин выполняется из листов высокопрочной оцинкованной стали. Трубы каркаса, обшивка кузова, днище кузова, поверхности рамы-фермы, мосты и некоторые другие элементы обрабатываются антикоррозионными эмалями французской фирмы RM. Кузов также покрывается фосфатной краской, защищающей кузов от коррозии, кузов имеет ресурс работы не менее десяти лет.

Передок троллейбуса, а именно его обшивка, выполняется из стеклопластиковой панели. Бампер троллейбуса выполнен из стали и облицован стеклопластиковой оболочкой. Бампер состоит из трёх частей. В 2008 году троллейбус модели 321 пережил рестайлинг и передние фары были заменены на светотехнику, унифицированную с новыми моделями грузовых автомобилей МАЗ, сделанную в Руденске. В 2007 году было выпущено несколько экземпляров с точечной оптикой фирмы Hella, однако в дальнейшем машины с такими фарами уже не выпускали. С 2009 года троллейбусы получили новые головные фары производства Белоруссии и передний бампер новой формы.

Лобовое стекло троллейбуса АКСМ-321 — панорамного типа, стеклоочистители троллейбуса — горизонтального типа (установлены друг под другом). Троллейбусы АКСМ-321 по желанию заказчика оснащаются информационными системами таких производителей, как «Интеграл», «МЭМЗ» (до 2010 года), «АГИТ» (ранее для России), «Селена» (ранее для Москвы), «ТИСА» (единичные экземпляры для Москвы), «Орбита» (2017, для Москвы) и «ИР» (с 2017, для Санкт-Петербурга). Боковые зеркала заднего вида — сферического типа, оборудованы антибликовым покрытием и электроподогревом. Моторный отсек троллейбуса размещён в его заднем свесе с левой стороны. АКСМ-321 может комплектоваться различными электродвигателями: ДК-211БМ российского производства постоянного тока (мощностью 170 киловатт), асинхронным чешским Škoda (мощностью 185 киловатт), асинхронным белорусского производства АНТ-155 (мощностью 185 киловатт), а также асинхронными двигателями российского производства ДТА-1У1 (мощностью 180 киловатт) и АТЧД-250 (мощностью 150 киловатт).

Троллейбус оборудован пневматической системой штангоулавливания, обеспечивающей дистанционный съём штанг с проводов контактной сети, в дальнейшем токоприемники фиксируются вдоль оси троллейбуса. Кроме этого, троллейбус оборудован двумя бобинами, прикреплёнными к задней панели и барабанами внутри них, на которые наматываются канаты для обычного снятия штанг с контактной сети. Задняя часть, как и передок, выполнена из стеклопластика, бампер — стальной со стеклопластиковой облицовкой.

Троллейбусы оснащаются мостами европейских производителей RABA или ZF.

Для питания низковольтных цепей троллейбуса применяется статический преобразователь, преобразующий входное напряжение 550 Вольт в 28 вольт; для питания низковольтных цепей также применяются две 12-вольтные аккумуляторные батареи. Возможна также установка конденсаторных батарей для автономного хода.

Троллейбус АКСМ-321 оснащён пневматической подвеской. Передняя подвеска троллейбуса — двухбаллонная, зависимая пневматическая. Задняя подвеска — зависимая пневматическая. Упругие элементы подвески — пневмобаллоны, кроме обеспечения мягкости хода предоставляют троллейбусу возможность присесть на остановках направо, понижая уровень пола ещё на несколько сантиметров для облегчения посадки инвалидов и пассажиров с детскими колясками.

Тормозная система троллейбуса — двухступенчатая. Пневматическая тормозная система троллейбуса — двухконтурная, тормозные механизмы передних колёс являются дисковыми (при использовании мостов ZF) или барабанными (при использовании мостов RABA). Тормозные механизмы ведущего моста — барабанного типа Raba, или дискового типа ZF Passau. Кроме этого, троллейбус оборудован антиблокировочной системой АБС (ABS).

Троллейбус имеет низкий уровень пола при всех входах, высота пола составляет 36 сантиметров над уровнем земли. Предусмотрена откидная аппарель при входе в средней двери.

Пол салона выполняется из бакелизированной фанеры толщиной 12 миллиметров, которая крепится к основанию кузова (рамы-фермы); затем застилается износостойким ковром из нескользящего линолеума; обшивка бортов и потолка выполняется из пластика серого и белого цветов. Поручни троллейбуса выполнены из тонкой стальной трубы и окрашены полимерной краской, что улучшает их устойчивость к коррозии; перила устойчивы против механического износа и солнечного света; поручни снизу крепятся к полу салона, сверху — к потолку; вертикальные поручни могут оснащаться кнопками подачи сигнала водителю с целью остановки троллейбуса по требованию. Горизонтальные поручни могут быть оборудованы кожаными ручками для большего удобства. В 2011 году был изменён дизайн поручней и стеклянных перегородок на аналогичный автобусу МАЗ-203.

В салоне размещается 26 сидений, полная вместимость троллейбуса составляет 115 (101, согласно требованиям ЕЭК ООН) человек. Система вентиляции салона представлена большими сдвижными форточками, на троллейбусах после 2012 года выпуска появились два вентилятора салона. Единственный существенный недостаток — отсутствие крышных люков из-за компоновки электрооборудования на крыше (однако роль аварийного выхода также играет заднее стекло). Возможна установка кондиционера как для водителя, так и для пассажирского салона. Система отопления в пассажирском салоне представлена тремя электрокалориферами с двумя режимами обогрева и мощностью четыре киловатта (2 штуки) и шесть киловатт — (1 штука); в кабине водителя стоит электрокалорифер мощностью в 6 КВт.

Приборная панель троллейбуса сделана в виде полукруга, что предоставляет водителю быстрый доступ ко всем необходимым органам управления. Посередине приборной панели размещён блок из показательных приборов: посередине панели размещён большой округлый спидометр (немецкого производства, VDO), имеющий электронный одометр, слева и справа от спидометра размещаются манометры и указатель напряжения в бортовой сети. На части троллейбусов эти приборы заменены электронным дисплеем. С 2011 года устанавливается новая панель, аналогичная по форме троллейбусу модели 420. Справа и слева от показательных приборов размещены клавиши открытия и закрытия дверей, включение аварийной сигнализации, управления направлением движения троллейбуса (а он может сдавать назад при необходимости); слева от водителя размещается дополнительная боковая панель, на которой размещается рычаг ручного тормоза, похожий на джойстик, управление системой штангоулавливания и другие органы управления, на левой части приборной панели размещены клавиши управления включения отопления и вентиляции, внутренней и внешней светотехники.

В 2016 году был проведён второй рестайлинг модели. Троллейбус получил новую маску с восьмиугольным ветровым стеклом, а также линзовую оптику Hella, новую заднюю маску с такой же рублено-ломаной формой окна и круглыми фонарями. Некоторые троллейбусы также выпускаются с применением прежней передней светотехники образца 2009 года.

В 2021 году на выставке Ecology Expo 2021 в Минске была представлена рестайлинговая версия троллейбуса. Дизайн кузова был унифицирован с электробусом Е321 «Ольгерд»

Модификации

  • АКСМ-32100 (базовая модель) — с транзисторной системой управления на IGBT-модулях и двигателем переменного тока. Начиная с 2009 года оснащается аварийным автономным ходом до 0,5-2 км. Настройка инвертора тягового привода производится через программу АС Drive производства УП "Белкоммунмаш". С помощью этой программы при желании можно сделать макс.скорость 80 км/ч или макс.разгон до 60 км/ч за 5 сек.
  • АКСМ-32100А — Троллейбус с транзисторной системой управления на IGBT-модулях и асинхронным двигателем переменного тока, оснащён автономным ходом с помощью дизель-генератора. Производились в 2013 и 2014 годах, все шесть экземпляров поступили в Брест.
  • АКСМ-32100С — с транзисторной системой управления на IGBT-модулях и асинхронным двигателем переменного тока. Электрооборудование производства Škoda. Один экземпляр выставлялся в 2008 году в городе Пловдив (Болгария), в конечном итоге он оказался в Петербурге. 83 машины поставлены в 2010 году в Белград (Сербия), ещё один экземпляр обкатывался в 2010 году в Чернигове и Севастополе, но в конечном итоге оказался в Гродно.
  • АКСМ-32100D — с транзисторной системой управления на IGBT -модулях и асинхронным двигателем переменного тока, оснащён автономным ходом на основе литий-железо-фосфатных аккумуляторов, с запасом до 30 километров. В отличие от АКСМ-32100, оснащён тяговым двигателем на 150 кВт. Первые три экземпляра данной модификации поступили в конце 2015 года в Ульяновск. В 2016—2019 годах были поставлены в Гродно (5 экземпляров), Гомель (4 экземпляра), Санкт-Петербург (35 экземпляров), Витебск (4 экземпляра). В 2021 году были поставлены в Минск (25 экземпляров, первый начал эксплуатироваться 25 марта 2021 года) и Врацу (9 машин).

В 2021 году заключено лицензионное соглашение между ЦНИИ Буревестник и БКМ Холдинг на сборку троллейбусов БКМ 32100D в Нижнем Новгороде. Первый экземпляр поступил на предприятие 21августа для презентации, а уже 22 августа вышел с пассажирами на 17 маршрут. Ожидается что после проведения эксплуатационных испытаний будет принято решение о дальнейшей закупки таких троллейбусов.

  • АКСМ-32102 — с тиристорно-импульсной системой управления и двигателем постоянного тока.
  • АКСМ-32104 — с транзисторной системой управления на IGBT-модулях и двигателем постоянного тока, единственный экземпляр эксплуатировался в 2005—2015 годах в Минске.
  • АКСМ-32104С — 10 экземпляров поставлены в 2005 году в Белград.
  • АКСМ-32100М — троллейбус, поставляемый в виде машинокомплекта для сборки. Собираются в Курске (под маркой 1К), Чернигове (под маркой «Эталон») и Кишинёве (RTEC 62321).
    • Еталон-Т32100 «БКМ» — Производство Эталон
    • RTEC 62321 — Версия из Кишинёва
    • — Версия из Курска
  • АКСМ-32102Б — троллейбус, собранный в единственном экземпляре из белорусских комплектующих в Барнауле, там же и эксплуатируется.
  • СВАРЗ-6235.01 — с транзисторной системой управления на IGBT-модулях и асинхронным двигателем переменного тока российского производства, оснащен автономным ходом (20 км/ч; 400—500 метров). Данная модификация собиралась московским заводом СВАРЗ из белорусских машинокомплектов для города Москвы в 2009—2010 годах. С 2011 года троллейбусы в такой комплектации производятся непосредственно заводом Белкоммунмаш.

В 2010 году между украинской корпорацией «Эталон» и Белкоммунмашем был подписан договор о выпуске троллейбусов моделей АКСМ-321 в Чернигове, на мощностях Черниговского автозавода. Первый троллейбус в Чернигове собрали весной 2011 года. В конце 2011 года был освоен выпуск троллейбусов с электрооборудованием АРС-ТЕРМ и Чергос для российских заказчиков — однако фактически с тех пор был собран единственный троллейбус. Всего по состоянию на декабрь 2016 года выпущено в Чернигове 3 БКМа-321.

Галерея

  • АКСМ-321 в Санкт-Петербурге

  • АКСМ-321 в Белграде

  • АКСМ-321 «Сябар» в Бендерах

  • АКСМ-321 «Сябар» в Казани

  • АКСМ-321 в Москве

  • АКСМ-321 «Сябар» в Томске

  • Еталон-Т32100 «БКМ» в Чернигове

  • 1К в Курске

  • АКСМ-321000 в Москве (Модель не эксплуатируется в Москве с 25 августа 2020 года.

  • АКСМ-32100D в режиме электробуса в Санкт-Петербурге

  • АКСМ-321 «Сябар» в Минске

Эксплуатация

Модели троллейбуса АКСМ-321 можно встретить во многих городах: Белоруссии, Украины, Киргизии, Латвии, Молдавии, Приднестровье, Сербии, России. :