«Обливион» (англ. Oblivion — «забвение») — американский фантастический боевик режиссёра Джозефа Косински по одноимённому неопубликованному графическому роману. В главных ролях — Том Круз, Ольга Куриленко, Андреа Райсборо, Морган Фримен, Мелисса Лео, Зои Белл и Николай Костер-Вальдау. Джозеф Косински написал сценарий, спродюсировал и выступил в качестве режиссёра фильма.
Английское слово «Oblivion» переводится как «забвение». В российский прокат фильм вышел под транслитерированным названием «Обливион». Премьера в США состоялась 19 апреля 2013 года, в России — 11 апреля 2013 года.
Сюжет
Март 2077 года. Бывший морской пехотинец (астронавт) Джек Харпер и связист (второй пилот) Виктория живут на станции наблюдения и управления. Шестьдесят лет назад инопланетяне атаковали Землю, предварительно разрушив Луну, что вызвало многочисленные землетрясения и цунами. Ядерным оружием вторжение было отбито, но планета стала непригодной для жизни. Остатки человечества эвакуировались на гигантскую космическую станцию «Тет», а с неё — на крупнейший спутник Сатурна Титан; на Земле остались только гигантские башни-станции по переработке морской воды в термоядерную энергию, подверженные постоянным нападениям со стороны остатков инопланетян («Падальщиков»).
Станции охраняются вооружёнными дронами; их починкой занимается Джек (Том Круз) с позывным «Техник-49», а Виктория (Андреа Райсборо) следит за ситуацией и поддерживает связь с находящейся на «Тете» руководителем миссии Салли. До конца миссии Виктории и Джека осталось всего две недели, после чего они отправятся на Титан. Память Джека и Виктории была стёрта пять лет назад, чтобы предотвратить утечку важной информации. Однако Джеку, несмотря на это, постоянно снится один и тот же сон, в котором он видит себя с какой-то незнакомкой (Ольга Куриленко) в Нью-Йорке до вторжения.
Отправляясь на вылазку для восстановления двух подбитых дронов, Джек обнаруживает, что у одного из них кто-то извлёк источник питания. Пеленгуя радиомаяк второго дрона, он спускается в помещение библиотеки, где подбирает книгу стихов Томаса Маколея «Песни Древнего Рима». Джек попадает в засаду, но его спасает подоспевший на помощь дрон.
Виктория улавливает странный сигнал, направленный в космос и содержащий закодированные координаты, указывающие на квадрат 17. Джек отправляется к источнику сигнала и оказывается у развалин Эмпайр-стейт-билдинг. Найдя передатчик, Джек отключает его, после чего скрывается от наблюдения Виктории, чтобы отправиться в свой домик на озере, который он обставил собранными предметами из мирной жизни.
Отдыхая, он внезапно замечает построенный до войны терпящий крушение космический корабль НАСА. Следуя на своём самолёте к месту падения, Джек оказывается в квадрате 17 и обнаруживает криокапсулы с людьми, и в одной из них — ту самую незнакомку из его снов. Подоспевшие дроны расстреливают выживших, однако Джек закрывает незнакомку собой, и дрон, потеряв цель, улетает. На базе незнакомка представляется Юлией и неожиданно называет Джека по имени. Оказывается, Юлия провела в криосне шестьдесят лет. Виктория предлагает дождаться сеанса связи с Салли и получить дальнейшие инструкции, но девушка настаивает вернуться к месту крушения, чтобы найти и забрать бортовой регистратор исследовательского корабля NASA «Одиссей». Герой соглашается с её планом, однако, найдя искомое, они попадают в устроенную на них засаду. Джек успевает отдать своему летательному аппарату команду на автоматическое возвращение на станцию, после чего теряет сознание.
Их берёт в плен группа «Падальщиков» во главе с Малкольмом Бичем (Морган Фримен), который раскрывает истинное положение дел: "Падальщики" на самом деле являются уцелевшей частью человечества, на Титане никого нет, а работой Джека и Виктории руководят инопланетяне. Джек и Виктория - клоны, созданные инопланетянами. Дроны запрограммированы убивать людей. Выкачивая воду океанов, пришельцы обрекают всё живое на Земле на медленную смерть. Уцелевшие планируют заминировать захваченного дрона и отправить его на Тет, но Джек отказывается помогать им, и Малкольм отпускает пару, рекомендуя отправиться в запретную зону, которую навигационная система летательного аппарата Джека характеризует смертельным уровнем радиации.
Джек и Юлия добираются до развалин Эмпайр-стейт-билдинга, где он отправляет сигнал Виктории, пославшей к ним летательный аппарат. В ожидании прибытия герой разговаривает с Юлией. Она утверждает, что её корабль, готовый к полёту на Титан отправили к появившемуся в Солнечной системе инопланетному объекту (Тет). Джек внезапно вспоминает сделанное ей предложение на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, она предъявляет подаренное им обручальное кольцо. Осознав всё это, он обнимает Юлию; сцену через камеры летательного аппарата наблюдает Виктория.
Джек и Юлия возвращаются на наблюдательную станцию; Виктория, ревнуя Джека, отказывается открыть для них вход и рассказывает Салли о нарушении Джеком правил. На станции находится неисправный дрон, ожидающий ремонта; после сообщения Виктории дрон активируется и атакует её и Джека. Виктория погибает, но Юлия успевает расстрелять дрон из орудий самолёта, спасая Джека.
Джек и Юлия покидают станцию, но на их перехват летят другие дроны; в ходе боя летательный аппарат подбит. Джек приземляется в запретной зоне, где обнаруживает человека, пытающегося починить повреждённого в бою дрон. В ходе боя Джек видит перед собой собственного клона с шевроном «Техник-52». Джек выводит из строя «Техника-52», но Юлия получает огнестрельное ранение. На самолёте «Техника-52» он прилетает к станции наблюдения № 52, полностью совпадающей с его родной станцией. Там он встречает точного клона Виктории, она принимает его за «Техника-52»; забрав универсальный медицинский прибор, герой возвращается к Юлии и залечивает её рану. Он отвозит жену в своё убежище, где они отдыхают после всего пережитого за день. Юлия отмечает, что они всегда мечтали о доме в лесу на берегу озера, и Джек понимает, что его решение построить хижину было вызвано его неосознанными воспоминаниями.
Пара возвращается к повстанцам. По словам Малкольма, армия вторжения пришельцев целиком состояла из клонов Джека Харпера. Дроны атакуют базу. В ходе боя перепрограммированный дрон выведен из строя, а Бич смертельно ранен. Джек вызывается лично доставить бомбу на «Тет», Юлия уговаривает взять её с собой для лучшей конспирации.
В ходе полёта Джек прослушивает запись речевого регистратора «Одиссея», которая помогает ему вспомнить прошлое. Он был капитаном «Одиссея», Виктория — вторым пилотом, а Салли — руководителем миссии в Центре управления полётами. «Одиссей», изначально предназначенный для изучения Титана, был перенаправлен исследовать неопознанный объект, который в дальнейшем станет известен как «Тет»; при приближении к объекту корабль испытал притяжение с его стороны, и Джек отсоединил жилые отсеки от командного модуля, которые в итоге попали на околоземную орбиту, дожидаясь посланного повстанцами сигнала на приземление с указанием координат места посадки.
Приблизившись к «Тету», Джек сообщает «Салли» (которая на самом деле является всего лишь аудиовизуальным образом, сгенерированным инопланетным разумом на основе записей сеансов видеосвязи «Одиссея» с Центром управления полётом), — что он доставил Юлию, и «Тет» впускает летательный аппарат внутрь. Внутри Джек видит огромное количество ячеек, в которых «вызревают» клоны Харпера и Виктории. Летательный аппарат приземляется рядом с огромной пирамидальной структурой — «мозгом» «Тета». Джек открывает привезённую им криокапсулу, в которой оказывается смертельно раненый Бич, пожелавший погибнуть вместе с Джеком (Юлия тем временем просыпается и обнаруживает, что находится в хижине Джека). Джек цитирует строфу из найденной им в библиотеке книги, посвящённую подвигу Публия Горация Коклеса: «И смерти нет почётней той, / Что ты принять готов / За кости пращуров своих, / За храм своих богов», и вместе с Бичем они приводят бомбу в действие. Повстанцы и Юлия наблюдают взрыв «Тета»; дроны на Земле, перестав получать команды с «Тета», отключаются.
Три года спустя Юлия вместе с маленькой дочерью спокойно живёт в хижине Джека. К хижине выходят бывшие повстанцы, среди которых оказывается Джек-52.
В ролях
Создание
Разработка
22 июня 2010 года Джозеф Косински выразил желание снять кинематографическую адаптацию графического романа «Oblivion», которую он написал вместе с Арвидом Нельсоном. В августе 2010 The Walt Disney Company, для которой Косински снял фильм «Трон: Наследие», приобрела права на экранизацию. Disney хотела делать фильм с рейтингом PG для семейной аудитории. Такой рейтинг «творчески задушил» бы проект, поэтому Disney выставила права экранизации на продажу. Впоследствии Universal Pictures приобрела права на экранизацию с Косински в качестве режиссёра и назначила будущему фильму рейтинг PG-13.
Первоначальный сценарий к фильму, написанный Уильямом Монахэном, был переписан Карлом Гайдусеком. Когда фильм перешёл в руки Universal Pictures, сценарий ещё раз был переписан, на этот раз Майклом Арндтом. По оценке председателя Universal Pictures Адама Фолгесона, «это один из самых прекрасных сценариев, которые нам когда-либо попадались».
Кастинг и съёмки
На главные женские роли претендовали Джессика Честейн, Оливия Уайлд, Брит Марлинг, Нуми Рапас, Хэйли Этвелл, Диана Крюгер и Кейт Бекинсэйл.
Съёмки проходили в Джун Лейке, Мамонт Лейксе, Рейкьявике, Новом Орлеане, Сейнт Франсисвилле (Луизиана), Нью-Йорке и Батон-Руже, а также на горе Ёрлс Пик в Исландии.
Съёмки сцен на наблюдательной станции производились в павильоне, на внутренние стены которого проецировались виды, снятые в различное время дня и погодные условия тремя камерами RED Epic на вершине вулкана Халеакала. Такой подход позволил обеспечить естественное освещение сцены, избавил от необходимости применять цветокоррекцию, а также позволил актёрам видеть то же, что и зрителям.
Дизайн летательного аппарата, прототипом которого послужил лёгкий вертолёт Bell 47, был разработан дизайнером Дэниелом Саймоном, который ранее создавал концепты-модели для таких брендов, как Volkswagen, Seat и Lamborghini. Для съёмок летательного аппарата из алюминия и стекловолокна была построена его разборная модель в натуральную величину весом около двух тонн; дополнительно также была изготовлена копия кабины, которую установили на моторизованном кардановом подвесе, что позволяло ей перемещаться и вращаться во всех направлениях подобно авиационному тренажёру. Это позволило «вживую» снимать сцены, в которых летательный аппарат выполняет сложные манёвры, что повысило их реалистичность.
В картине используется произведение Эндрю Уайета «Мир Кристины».